СМИ

Находить радость в том дне, в котором ты живешь / Монастырский вестник

Размышления о фильме «Добрый победитель»

Недавно на YouTube и ВКонтакте появился фильм «Добрый победитель», интересный по многим параметрам. Смотреть его внимательно, не отвлекаясь ни на что другое, – значит, настроить себя на серьезный труд, поскольку длится он более часа. Но смотреть его увлекательно, радостно, душеполезно, потому что и сценарий крепкий, и высказывания, размышления, ремарки – как главного героя фильма, так и самого режиссера – что называется, задевают за живое. В какой-то момент ты вдруг начинаешь осознавать, что «Добрый победитель» – это ключ к пониманию целого ряда исторически важных событий нашего времени, крутых его виражей. В первую очередь – событий, связанных с Крымской весной, когда после единодушно сделанного выбора жителей полуострова он снова стал единым целым с Россией. «В этом 2014 году дышится уже лучше, дышится уже приятнее», – звучат слова архимандрита Каллиника (Чернышева). Он, тогда архимандрит, а ныне епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии, наместник четырех крымских монастырей, и есть главный герой фильма, в котором встречается еще много других примечательных людей.

Святитель Лука и его присутствие в судьбах разных поколений

Режиссер и сценарист Петр Соколов в самом начале, в предисловии к фильму делится со зрителем тем, как нелегко создавалась картина. Что-то не складывалось, не получалось. Не выстраивался сценарий. Вдруг в какой-то момент при просмотре отснятого материала, казалось бы, не имевшего никакого отношения к его будущей работе, всё сошлось воедино. Воедино, в «одной точке» сошлись три судьбы. Это судьба великого русского писателя Олега Волкова, прошедшего двадцать восемь лет лагерей и ссылок ГУЛАГа, что нашло отражение в его автобиографической книге «Погружение во тьму». Это судьба правящего архиерея Симферопольской и Крымской епархии владыки Лазаря, которому Господь судил нести архипастырское послушание и на родной Украине, и какое-то время за океаном – в далекой Аргентине, а с 1992 года (в июле будет тридцать лет!) в Крыму. Вот и судьба епископа Каллиника, на первых кадрах – совсем молодого иподиакона из Евпатории Константина Чернышева, только недавно закончившего школу – органично «встроилась» в этот ряд. Всех их в фильме объединила (что помогло Петру Соколову выйти после двадцати пяти лет съемок на финишную прямую) очень мощная фигура, яркая личность – святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Олег Васильевич Волков, 1900 года рождения, то есть ровесник минувшего века, лично знал хирурга-архиерея. Познакомились они в Архангельске, в ссылке. Вот как детально, колоритно описываются им встречи с будущим святым, когда тот присылал за ним кого-либо из своих сотрудников, и Волков шел в городскую клинику: «Он выглядывал из-за двери операционной – с опущенной на бороду маской, в халате и белой шапочке – и просил обождать. А потом двери распахивались перед профессором, и он появлялся – высокий, величественный, в рясе до пят и монашеской темной скуфье. На тяжелой цепи висела старинная панагия. Я спешил подойти под благословение, и Преосвященный Лука широко и неторопливо меня крестил». А дальше – такое наблюдение: «Известнейший хирург профессор Войно-Ясенецкий, он же епископ Самаркандский Лука, приучил работавших с ним к молитвам, без которых не приступал к операциям… Так что православные обычаи и обрядность в стенах этой советской больницы принимались как должное. Искусство, прославившее хирурга, служило надежным заслоном: всесильное ведомство следило, чтобы Преосвященного не утесняли. Пусть себе тешится крестами да поклонами, бормочет молитвы, лишь бы, когда припечет, был под рукой – хирург-волшебник».

Рака с мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Свято-Троицком соборе г. Симферополя

С автором потрясающей книги о крестном пути русского народа в годы большевистских репрессий Петр Соколов встретился в 1993 году в Переделкине. С владыкой Лазарем встреча произошла в 2000 году в Крыму. Съемки с владыкой проходили у раки с мощами святителя Луки, и какие ценные архивные кадры представлены в фильме! Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь (через несколько месяцев он станет митрополитом) говорит в кадр: «Ну, а что касается прославления святителя Луки, это уже созрело в народе». Архипастырь вспоминает осень 1995 года, когда Определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых, и владыка тогда получил разрешение на поднятие честных останков святителя. «Я грешный недостойный архиепископ Лазарь подымал его собственными руками из могилки. Да это всё не передать, потому что это нужно чувствовать!» – восклицает владыка Лазарь, который, как мы знаем, приложил все силы, объединил многих людей, чтобы канонизация одного из самых удивительных людей XX века состоялась. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме Новомучеников и Исповедников Российских…

Третий же человек из названных здесь, епископ Бахчисарайский Каллиник, обязан святителю Луке жизнью. Причем, это не фигура речи. Это реально так, о чем режиссер фильма-рассуждения, фильма-откровения услышал от иеромонаха Каллиника (Чернышева), на тот момент занимавшегося строительством мужского монастыря святого апостола и евангелиста Луки в расстрелянном фашистами греческом селе Лаки Бахчисарайского района. В 2009 году Соколов записал с отцом Каллиником большую доверительную беседу, которая приоткрывает нам личность церковного иерарха – очень деятельного и (как мы снова недавно смогли убедиться) решительно отстаивающего единство нашей Церкви. Мысли о монашестве пришли ему в голову в двенадцать лет, что, как он вспоминает, было неожиданно, особенно для его родителей. Ведь ребенок их веселый, жизнерадостный, учеба ему дается – как же так? Он впоследствии и получил, помимо духовного образования, степени магистра богословия, еще два высших светских образования – с юридическим уклоном и с экономическим. А монашество принял уже в тридцать с небольшим. В 2011 году, под сенью деревьев, за одним из крепко сбитых деревянных столов для трапезы, записывается продолжение той беседы. Следует рассказ отца Каллиника о его бабушке… В молодости она заболела смертельным недугом, врачи уже готовили ее маму к скорой потере дочери. Но приехавший в Евпаторию на какую-то конференцию блестящий хирург Войно-Ясенецкий сделал девушке операцию. Девушка поправилась, вышла замуж, родила сына – папу будущего епископа Каллиника. Такой вот интересный факт! Другой факт, интересный и знаковый: Промысл Божий привел иеромонаха Каллиника после принятия им монашества в монастырь Небесного покровителя святителя Луки Крымского, где довелось ему с братией созидать монастырь и возвращать к жизни разрушенный храм.Храм-мученик в утраченном селе Лаки

«…в поспешности нет премудрости»

Недавно я прочитала мудрые слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, и захотелось их постоянно держать в голове: «Не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости». И вот в той беседе 2011 года наместник монастыря говорит со всей прочувствованностью: «В монастыре главное не суетиться. Дело Божие не должно делаться быстро как-то или медленно. Оно должно делаться вовремя». Еще в ней иеромонах Каллиник вспоминает о своем первом знакомстве с «крымской Хатынью» – неизвестным ему прежде селом Лаки, куда его, ищущего монашеского жития, привез однажды протоиерей Сергий Халюта, его духовный наставник и друг. Отец Сергий в те годы нес послушание благочинного Бахчисарайского округа. Приехали они сюда снежной зимой и увидели: стоит полуразрушенный храм-мученик, который сильно настрадался, а вокруг больше ничего нет! Тут, по словам отца Каллиника, сердце и дрогнуло… А благословил – в ту пору иподиакона Константина Чернышева – на подвижнические труды в сем святом месте владыка Лазарь. Это было начало нынешнего века, шел 2003 год…

Правда, многим тогда трудно оказалось поверить, что попранную святыню можно поднять из руин и практически без всякой инфраструктуры поблизости создать монастырь. В числе сильно сомневающихся оказался и режиссер фильма, рассказавший о своих впечатлениях 2004 года: «Признаюсь, когда я впервые увидел всё своими глазами, ничего, что меня убедило бы в реальности планов будущего строительства я не увидел. Ничего, кроме искренней, не допускающей возражений уверенности Константина». «Горе вам, маловеры!», – восклицает автор, относя это прежде всего к себе самому. Хотя эти слова можно отнести и к тем, кто (даже священнослужители) говорил отцу Каллинику: «Что ты там делаешь? Да не будет там ничего!» Как милостью Божией выглядит в наши дни новосозданная обитель, расположенная среди отвесных скал Качинского каньона; как – без суеты и торопливости! – поднялись, окрепли, пополнились братией и сестрами другие обители на Крымском полуострове, чьим главным делом была и остается молитва, епископ Бахчисарайский Каллиник рассказал порталу «Монастырский вестник» в двух своих интервью «Повод для радости: монастырская жизнь в Крыму стремительно развивается» и «Каждая пядь земли у нас святая».

Храм святого апостола и евангелиста Луки сегодня

Выбор – быть с Матерью-Церковью

Но вернемся к фильму. В рассказе о горьких событиях на Украине, связанных с церковным расколом и появлением неканонической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата звучит такая пронзительная нота! Мы слышим слова автора, острота актуальности которых сегодня особо чувствуется многими верующими людьми: «Ничего нового! Когда хотят уничтожить историческую Россию, Русский мир, главный удар наносится по вере и Церкви. Первое дело – раскол, чтобы потом уничтожать по частям, оставляя только предавших, которые готовы делать то, что прикажут, чтобы потом убрать и их». Петр Вячеславович Соколов приводит еще одно свое воспоминание: в Евпатории в середине 90-х годов собралось несколько священников, куда пригласили и его (зачем – он понял несколько позже). На этой импровизированной встрече батюшки долго говорили о том, что власть практически предложила ультиматум: всем священнослужителям переходить к самозваному украинскому раскольнику-патриарху Филарету. Никакого Московского Патриархата в Незалежной быть не должно! Когда Соколов вышел на улицу, вслед за ним вышел и отец Сергий Халюта. Он серьезно, сосредоточенно сказал примерно следующее: «Ты знай и расскажи всем, если что… Если нас заставят присягать самозванцу, не присягнем. Мы останемся с Матерью-Церковью. Если что – уйдем в горы, в катакомбы».

А это уже в наши дни…

Остаться с Матерью-Церковью… Чуть меньше месяца назад мы стали свидетелями того, как после майского Собора Украинской Православной Церкви, внесшего в Устав УПЦ правки и дополнения, призванные засвидетельствовать полную ее самостоятельность и независимость от Московского Патриархата, три Крымские епархии – Джанкойская, Симферопольская и Феодосийская – обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Священному Синоду. В своих рапортах правящие архиереи попросили перевести вверенные им епархии в непосредственное ведение Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви. Историческим стало решение Синода РПЦ от 7 июня нынешнего года – принять эти епархии под прямое подчинение Патриарха и образовать на территории Республики Крым и города Севастополя Крымскую митрополию, а главой митрополии назначить митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. За несколько дней до этого епископ Каллиник, с которым связался телеканал «Спас», напомнил в эфире, что именно с Крымской земли пошло Крещение Руси. Что уже более тысячи лет как Святая Русь объединилась в единый народ, и это, безусловно, Россия, Украина, Белоруссия. Владыка твердо сказал, что хотя более тысячи лет вражеские силы всячески пытаются разрушить наше единство, им этого не удастся сделать.

Когда же Священный Синод Русской Православной Церкви принял судьбоносное решение, архипастырь в Telеgram-канале разместил небольшой комментарий, где повторил суть раннее им сказанного. Ключевая фраза: «Крым – это колыбель Православия, и по-другому быть не может». А представителям местных СМИ епископ Каллиник недавно сообщил о планах создать остро сейчас востребованный крымский православный канал на телевидении (оно, по его словам, к сожалению, в последнее время всё больше скандалами интересовалось). Действенную помощь в этом богоугодном деле, по словам владыки, может оказать Благотворительный фонд «Благодатная Таврида», изначально созданный для привлечения молодежи, возрождения монастырей и храмов, популяризации культурного наследия Крыма. По получении благословения Святейшего Патриарха Кирилла сразу же начнется большая работа по осуществлению задуманного, заверил владыка.

… После знакомства с «Добрым победителем» захотелось также узнать о судьбе протоиерея Сергия Халюты, который, как сообщается в фильме, в 2008 году стал благочинным Севастопольского церковного округа, настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе. А где он служит в настоящее время? Радость охватила душу, когда поисковик выдал, что отец Сергий и в настоящий момент несет эти ответственные послушания – и, судя по информации на православных сайтах, по откликам людей, несет их очень и очень достойно. В последнее время мне не раз попадались на глаза сведения об отправке Севастопольским благочинием машин со многими тоннами гуманитарной помощи жителям, пострадавшим от военных действий. Теперь буду знать, что, отец Сергий, который в те, уже далекие для нас 90-е, не дрогнул, и который, добавлю, помогал духовному становлению будущего епископа Каллиника, имеет к организации и отправке гуманитарных конвоев непосредственное отношение. И сегодня одна из важных его забот – соединить усилия добрых сердец в Крыму, чтобы оказать посильную помощь пострадавшим мирным жителям ДНР, ЛНР и Украины.

В пещерном храме святителя Мартина Исповедника Инкерманской обители: епископ Каллиник, схиархимандрит Илий (Ноздрин), протоиерей Сергий Халюта

Современное монашество должно очищать общество

Весьма оригинальный образ-сравнение, приведенное иеромонахом Каллиником в давней беседе с режиссером, забыть нельзя! Батюшка поделился впечатлением от удивительной природной картинки, которую он постоянно наблюдал в детские и юношеские год в своем родном городе Евпатории. Там к концу курортного сезона в соленых водах Черного моря вдруг появлялось чрезвычайно много медуз. Почему? Так как море к этому времени бывает сильно загрязнено, оно болеет и его надо чистить, то медузы – одни из самых древних живых существ на планете – пропускают через себя всю ту грязь, что принесли люди… «Современное монашество, конечно же, должно очищать общество. По сути дела, современное монашество – это санитары, врачи, которые должны общество очищать», – говорит будущий архипастырь.

В фильме есть предисловие – встреча с 93-летним писателем Олегом Волковым, «открывшим» Петру Соколову святителя Луку Крымского. Есть и послесловие. Вот уже мы переносимся в 2020 год. В Свято-Георгиевском мужском монастыре, расположенном восточнее мыса Фиолент на обрывающейся к морю скале, идет воскресная архиерейская служба. Совершает ее епископ Каллиник, викарий Симферопольской епархии, наместник четырех монастырей. Людей много. После службы два давних знакомых – владыка и автор – продолжат давно начатый душевный содержательный разговор. Продолжат они его на фоне бескрайних просторов моря, под вечными небесами… Петр Соколов расскажет, что нашел одну свою запись, где отец Каллиник произносит во вдохновенной проповеди слова Спасителя: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10:11). И спросит: «Каково же быть пастырем добрым в этом злом, корыстном, лживом порой мире, в котором доброте практически нет места? И надо ли быть добрым?» Епископ ответит, что это его самые любимые слова из Евангелия – когда он их в детстве читал вновь и вновь, то зажегся мыслью стать пастырем. И расскажет о своем видении мира, исключающем категорическое утверждение, что мир злой.

Ведь грехов, по его убеждению, не уменьшилось и не увеличилось: как было, так и есть семь смертных и остальные – сопутствующие им. Поэтому состояние в обществе всегда одинаково. В нем всегда есть верующая паства, а есть, к великому сожалению, люди, которые не соприкасаются с Богом. За них становится обидно, даже страшно – они не понимают, что такое Вечность. Владыка приведет слова Господа из Нагорной проповеди: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» (Мф. 5:44) и скажет без всякого пафоса, что сам он так всю жизнь живет. Основная мысль: если ввязаться в эту грязь, она вас поглотит. Превратит в какую-то часть этого злого мира. А человек должен быть всегда благодарным Богу и находить радость в том дне, в котором он живет.

Глава Республики Крым С.В. Аксенов и епископ Каллиник возлагают цветы к памятнику убиенным в селе Лаки

Теперь о названии фильма. В самом его начале говорится, что так можно перевести с греческого имя Каллиник. Добрый победитель. Это имя носил святитель Каллиник, Патриарх Константинопольский, который не дал жестокому правителю Юстиниану (VII век) благословение на разборку церкви Пресвятой Богородицы во Влахерне, за что впоследствии поплатился жизнью. Этим именем в монашестве наречен и наш современник – Преосвященный Каллиник, епископ Бахчисарайский.

Нина Ставицкая
Фото: монах Игнатий (Алексеев)

Журнал «Монастырский вестник»

Показать еще

Новое

Добавить комментарий

Back to top button