Проповедь в день памяти перенесения мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
Во имя Отца Сына и Святого Духа!
Сегодня наша Церковь празднует перенесение мощей святого мужа Петра и святой девы Февронии, которые у нас на Руси являются примером любви, семьи и верности. Из жития их мы видим и знаем, что, несмотря на препятствия, они остались верными друг другу вплоть до угрозы потери богатства и власти: Пётр отказывается от княжества, когда бояре предлагает ему изгнать свою супругу из-за её худородности, и вместе с ней отправляется в простой дом и живёт простой жизнью, трудом рук своих обретая себе Хлеб насущный. Когда Господь послал испытания Мурому, бояре и князья пришли к нему с поклоном, попросили его вернуться и сесть на княжий престол для руководства их Отчизны.
Когда мы с вами говорим о любви, о верности, о семье, то мы должны задать себе вопрос: «А что есть любовь?» Что нам говорит об этом Церковь? Что Сам Господь говорит о любви? Когда мы с вами читаем отцов Церкви, мы видим в их словах, что любовь прежде всего является одним из качеств Бога. Любовь — это Бог. А какие ещё качества у любви есть? Хорошо в своём послании пишет Апостол Павел: что любовь не завидует, она не ищет своего, она не гордится, она не препятствует, она всё прощает.
Но когда мы слышим эти святые слова и когда мы свои чувства испытываем друг к другу, особенно в семье — разве мы не видим, что противоположные слова получаются? Ведь в нашем понимании любовь — это подчинение и обладание, гордыня и себяпочитание. А вот ещё у любви есть качество — качество Бога — это жертвенность. Ибо причина в ней в любви к человечеству после его грехопадения в раю, после всех грехов человеческих, вплоть до отказа от Бога, убийство братом брата, приношение жертв идолам, вера во все, что угодно, кроме единого Бога, который дал жизнь человечеству, дал дыхание дал заповеди. После всего этого Бог Отец посылает Сына Своего возлюбленного на смертную казнь от рук человека, от тех, кого Он Сам создал. Не признак ли это любви? Конечно же, да. Но любовь — это жертва. И Христос, жертвуя собою, распинается человеческой болью на кресте, прочувствуя всю боль утраты, видя предательство близких апостолов и людей которых Он вчера буквально исцелял, чудотворял, исповедовал, которые вновь кричат Ему «Распни! Распни!»
Разве не любовь это? Конечно, любовь. Но это жертва. И вот сегодня видя пример жизни святых благоверных князей Петра и Февронии, прежде всего мы должны видеть жертвенность друг ко другу. Никто никого себе не подчинял, никто никем не обладал. В этом и есть залог отношений христианской семьи. Когда мы любим человека, мы, почему-то, хотим его изменить под себя. А если он не изменяется, мы его отвергаем. Но мы тогда не любим человека с его недостатками, с его грехами, с его пороками — мы любим в этом человеке себя. Поэтому и желаем, чтобы человек, которого мы, якобы, любим, был бы такой же как мы. Мы им хотим обладать, подчинить. Возлюбленная о Господе дорогая моя паства! Сегодня в особенности у молодых семей, которые ещё не прошли трудности быта, не прошли трудности обеспечения себя хлебом насущным, очень много разводов, нелюбви. Всё от того, что неправильно воспринимается качество любви. Если мы научимся жертвовать для другого человека своей гордыней, отказываться от своего я, отказываться от своих желаний в угоду человека, которого мы любим, чтобы ему было благо, а в свою очередь сей человек научится отказываться от своей гордыни — в этом и будет единый союз любви. Когда Церковь сочетает, она сочетает двух человек в одно едино. Как когда Господь сотворил Еву. Адам пророчествует, утверждая, что человек отлепится от отца и матери и прилепится к жене своей и будет плоть одна едина.
Как же достичь этого единства и совершенства в семье? Конечно же, уступая друг другу. Конечно же, жертвуя друг для друга своими амбициями, своей гордыней, понимая другого человека. Только тогда могут два человека стать одним. Вот Пётр и Феврония стали одним целым, и Господь сподобил их принять монашество, сподобил их умереть в один день и в один час.
Сегодня их молитвами я желаю всем нам с вами понимания любви, которую даёт нам Господь. Понимание и осознание, что любовь долготерпит, не завидует, не ищет своего. Как это сказано в послании апостола: любовь не ищет своего, она всем жертвует, она всё прощает, она не гордится, не завидует.
Сегодня также Церковь празднует память родителей Иоанна Крестителя — праведного Захария и праведной Елисаветы. Они — тоже превеликий пример любви. Долгое время Господь не давала им ребёнка по особым причинам, по Своему промыслу — всё окружение их, израильский народ их презирал, утверждая, что они грешные люди. А Захария был священником из рода Аарона, он служил в храме, в Иерусалиме. И вот когда он приносил жертву Богу, его собратья священники оскорбляли его, говорили, что он недостоин, что Бог презирает их семью и не даёт продолжение рода. А Елизавета была сестрой Анны, матери Богородицы. И вот эта благочестивая семья до конца своих дней верила, что Господь их не оставит даже в преклонном возрасте.
Захария получает от ангела весть, когда ему пришла череда восхвалять Святая Святых, когда он кадил, ему ангел сказал, что Господь посылает ему сына и назовут его Иоанн. И он не поверил и усомнился, потому что он уже был ветх, жена его была ветха годами. Из-за его сомнений Господь наложил на его уста молчание — он онемел и не смог ничего говорить. Он только руками показывал, что к нему явился ангел. Но когда его жена разродилась, и родственники вопрошали как назвать младенца, она назвала имя Иоанн. Они возмутились, ведь в их роде не было такого имени. А когда спросили у него и дали табличку, чтобы Захария написал, как он, как отец, желает назвать своего младенца, он начал говорить. Ибо Господь разрешил ему. И он сказал: «Иоанн». И рассказал о своём видении.
Но это было время, когда в мир должен был явиться Христос младенец. И вот царь Ирод, узнавший о Мессии, о царе, даёт распоряжение избить до смерти всех младенцев от рождения до двух лет, чтобы в одном из этих младенцев убить Мессию, самого Христа. Ирод слышал и знал о чудесном рождении Иоанна Крестителя. Он посылает убить и этого младенца. Ирод опасался, вдруг Иоанн и есть Мессия. Елизавета укрывается в пустыне, в горах, и когда её настигают, она просит Бога, и Господь растворяет горы. И горы её скрывают. Воины Ирода от злости приходят в храм где Захария служит и вопрошают где его жена с младенцем. Он не отвечает и они его убивают.
Вы слышите, что творят? Убивают священника! Иудеи убивают священника в храме, между Престолом и жертвенником. И народ израильский не возмутился этому, не восстал, не снес нечестивого царя. Вот с этих пор и начинается падение Иерусалимского народа. Потому что они потеряли присутствие Бога. Они позволили пролиться крови священника в храме и не возмутились этому. Они позволили Ироду убить младенцев, и народ не восстал!
После смерти Захария Елисавета прожила 40 дней и преставилась ко Господу. А младенец, оставшийся в пустыне, был ангелами воспитан. И он жил в пустыне, в аскезе, вплоть до своего служения, когда пришёл на Иордан с проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное»
Вот мы с вами видим две семьи, два образа веры, доверия к Богу, любви друг к другу, терпения, божественного промысла. Я всем нам с вами желаю, чтобы в наших семьях была любовь, было терпение, было уважение. И помните, дорогие мои, если в семьях муж не почитает жену, а жена не почитает мужа — ваши дети всё это видят и воспитываются в этой ненависти, в этой злобе, в оскорблениях друг друга. И потом вы удивляетесь, почему дети вырастают без уважения к родителям, почему они не почитают ни отца, ни матери. Потому что вы не почитаете друг друга!
Я желаю вам искренне, полноценной, семейной любви. И чтобы в семье всегда были верность и любовь! С праздником! Богом Будьте хранимы!